Когда малыш должен заговорить? Этапы развития речи

На сегодняшний день с проблемой развития речи ребенка сталкивается каждая четвертая мама. Подруги, бабушки, тети с улицы, как правило твердят, что это не страшно и начинают приводить в пример всевозможных племянников, внуков, племянников друзей, внуков подруг и просто соседских детей.

Почему возникают те или иные нарушения речи? Большинство специалистов утверждают, что наибольшее влияние на речь ребенка оказывают негативные факторы в период внутриутробного развития, такие как алкоголь, принятие лекарственных средств, курение, стрессы и т. д.

В послеродовой период, особенно первые два года жизни ребенка очень активно растет и развивается головной мозг, любые травмы головы, тяжелые вирусные и бактериальные инфекции, сильный стресс или испуг могут привести к нарушению развития речи у малыша.

Не стоит забывать что, с 1953 года и по сей день повсеместно для стимуляции родовой деятельности используется окситоцин. Окситоцин — гормон, выделяемый задней долей гипофиза, повышает сократительную деятельность гладкой мускулатуры, в том числе матки. Дело в том что этот гормон играет очень важную роль в запуске и продолжении процесса родов, а его действие и дозировка при естественных родах регулируется сложной системой организма, что нельзя в точности повторить искусственным путем.

Чем это чревато? Тем, что процесс родов несколько ускоряется, возникает спазм сосудов, в том числе и плаценты. Ребенок испытывает недостаток кислорода, гипоксию. Последствия этого состояния самые разнообразные: от небольших расстройств познавательной деятельности до летального исхода. Использование окситоцина должно быть оправдано, что происходит далеко не всегда и с этим нужно бороться.

В последнее время возникновение некоторых психических заболеваний, например аутизма, стали связывать с профилактическими прививками в первые два года после рождения ребенка.

Я нисколько не сомневаюсь, что тяжелые постпрививочные состояния (температура, судороги, энцефалопатия и др.) также влияют на развитие речевых центров головного мозга. Испуг, переживание боли и стресс во время вакцинации могут также воздействовать на психологическое развитие малыша.

Чтобы не пропустить возможных отклонений нужно знать определенные нормы речевого развития дошкольника. Далее мы расскажем о них подробнее.

этапы развития речи
Развитие речи и игровая деятельность тесно взаимосвязаны между собой

Этапы развития речи ребенка

В возрасте 1 года:

  • Реагирует на свое имя, знает его.
  • Понимает слово «нет».
  • Может понимать и выполнять небольшие просьбы.
  • Повторяет несложные слова за взрослым.
  • Играет в «Ладушки», «Сороку-белобоку».
  • Говорит «мама», «папа» и ещё около десятка слов, или находит как минимум десять называемых вами предметов.
  • Изображает разных животных

Обязательно обратите внимание, если какой-то навык у ребенка отсутствует. Проконсультируйтесь с педиатром, узнайте, к каким специалистам вам стоит обратиться.

В возрасте 2-х лет:

  • Имеет словарный запас в 200-300 слов.
  • Внимательно слушает слова и понимает их значение.
  • Просит почитать книгу, разглядывает и называет предметы.
  • Произносит свое имя.
  • Пользуется короткими словами «да», «нет», «еще», «дай», «мне» и др.
  • Просит словами , а не только жестами.
  • Склоняет существительные, меняя окончания

В 3 года:

  • Становится «почемучкой».
  • Составляет и говорит предложения из 2-3 слов.
  • Делится впечатлениями, мыслями.
  • Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
  • Знает 1000-1500 слов.
  • Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
  • Знает время суток.
  • Называет два и более цвета.

В 4 года:

  • Знает 1500 слов.
  • Употребляет сложные предложения из 4-5 слов
  • Задает множество вопросов, используя слова «кто?» и «почему?»
  • Использует выражения типа: «я думаю, что…» и «я надеюсь, что…»
  • Ищет нужный предмет, выполняет сложные поручения.
  • Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
развитие речи с 1 года до 6 лет
К 6 годам дети должны говорить свободно и четко, иметь большой словарный запас

В 5 лет:

Обладает словарным запасом около 3000 слов.

  • Называет адрес.
  • Строит предложения из 5-6 слов.
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
  • Пересказывает.
  • Правильно произносит большинство звуков.
  • Определяет у себя право – лево.
  • Знает некоторые антонимы (большой — маленький; горячий-холодный).
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
  • Считает до десяти.

К 6 годам:

  • Знает около 4000 слов.
  • Все звуки своего родного языка произносит правильно.
  • Умеет рассказывать и пересказывать.
  • Помнит и описывает прошедшие события.
  • Использует сложные предложения.
  • Использует все части речи.
  • Употребляет абстрактные и отвлеченные понятия.
  • Отлично ориентируется как в пространстве, так и на листке бумаги.
  • Различает и дифференцирует звуки речи.

Надо обратить внимание, что это довольно средние показатели развития ребенка. Каждый человек уникален и у него свой путь развития, на что в первую очередь обращать свое внимание? Ваш малыш не пытается к году находить называемые предметы? После года не понимает вашу речь? Может быть он плохо слышит ? Нужно проконсультироваться с врачом-сурдологом, невропатологом и при необходимости дефектологом и логопедом. Не думайте, что проблема с речью сама собой решится, это происходит далеко не во всех случаях, а драгоценное время может быть упущено.

Золотые слова одного из педагогов, с которым мы занимались: «Нет речи — нет развития!»

Займитесь с малышом пальчиковыми играми, развивайте мелкую моторику, пойте песенки и как можно чаще разговаривайте с ним, выполняйте рекомендации специалистов и все образуется.

Ссылка на основную публикацию