Принципы Монтессори, основные цели и задачи ее методики

В чем суть главных принципов Монтессори

В своей методике Монтессори не раз подчеркивала, что лежит в основе принципов ее школы. При этом она постоянно заостряет внимание на том, что обучение строится на том, чтобы вызвать у ребенка неподдельный интерес. Сила и степень развития интереса у каждого ребенка — «природная», то есть полностью зависит от индивидуальных особенностей каждого.

Главным доказательством тому служит появление интуитивного чтения, в процессе которого ребенок искренне и крайне заинтересованно относится к тому, чтобы раскрыть тайну изображенного знака, буквенного символа. Такой неподдельный интерес Монтессори приравнивает к дидактическому материалу.

главное в методике монтессори

Подробнее об особенностях методов обучения и воспитания педагогики Монтессори читайте по ссылке.

Цели методики Монтессори

В связи с этим она задает вполне уместный вопрос: как узнать, что представляет для ребенка интерес, и какой материал необходимо подобрать при этом.

Монтессори сразу оговаривается: ответ не должен исходить от педагога. А поиски решения должны сводиться к тому, чтобы создать необходимую подготовительную среду, в которой ребенок свободно ориентируется и самостоятельно выбирает нужный только для него дидактический материал. Тем самым, по словам Марии Монтессори, создаются условия для индивидуального обучения. Формула обучение для каждого ребенка — в свободе выбора. Все цели задачи стоит устанавливать с учетом этой формулы.

Основные принципы педагогики. Новаторство

Каков же главный принцип воспитания в системе Марии Монтессори?

Приоритетное понятие «свобода» Монтессори осознанно впитала от Декроли, врача из Бельгии, первооткрывателя новых горизонтов в образовательной системе. Ядром его исследований был метод «центрирования интереса». Сходство с системой образования Монтессори налицо, но особенности педагогики Декроли в том, что ученый возлагает при этом огромную надежду на педагогов, которые призваны выбирать центры интересов для учеников, опираясь на словесные указания.

Мария Монтессори называет еще один метод, который, по ее словам появился позже в Англии. «Индивидуальная работа», так называется новая методика, проводит в жизнь все те же принципы, где встречаются «свободная среда», «дидактический материал», но с оговоркой: ребенок может внести «свой» материал из дома. Монтессори критически замечает, что в этом случае полностью исчезает органичная связь в предметной среде, развитие ребенка при этом не носит обучающий и развивающий характер.

главное в методике монтессори

Дидактический материал по системе Монтессори учит детей особо: в соблюдении системы и на основе индивидуального интереса, что несет в себе культурное развитие, а не хаотичный разброс.

В своей работе она уделяет внимание коллективному методу Фребеля. Дает положительную характеристику технике знакомства с дидактическим материалом, при котором учитель подробно знакомит с ним всех детей, у каждого из которых — аналогичный образец для манипуляций. Принципы педагогики Фребеля, по словам Монтессори — грамотно и логично составленный и подобранный материал по форме, размеру, цвету, что в конечном итоге влияет на возникновение стойкого интереса у детей.

Монтессори рассказывает о том, что в своей школе будет придерживаться определенного количества материала, влияющего на культурное развитие детей. Причем количество комплектов будет по одному. Тогда возможно удерживать стойкий интерес к ним.

Главные принципы методики

Методика раннего развития Монтессори уделяет особое внимание количеству воспитанников в группе. Это, по ее мнению, 30-40 человек, даже более, но не меньше, так как в этом случае положительные результаты невозможны. При этом важно соблюдать принцип разновозрастного подбора детей, когда налицо связь дошкольного и школьного обучения. Поэтому один из основных принципов школы Монтессори — открытые двери. Великая итальянка вновь обращается к логике природы.

Оформление учебных помещений
Оформление школьных помещений — важная часть педагогики Монтессори. Комната должна иметь красочное оформление, низкие стенки перегородок на уровне детских голов позволяют воспитанникам все видеть, наблюдать.

Полки, на которых все расставлено, расположены низко, множество цветов должны внести в обстановку дополнительный уют. Вдоль стен множество растений и аквариумов.

главное в методике монтессори

Наблюдая за детьми, Монтессори пришла к выводу, что находясь в полной свободе, ребенок все равно выбирает для себя определенное «свое» место, что лишний раз убеждает в том, что у каждого из нас хорошо развита потребность в собственной территории, даже совсем небольшой.

Удивительно
При отсутствии видимого контроля поражает стремление детей к идеальному порядку, что указывает на природный консерватизм, нежелание менять сложившиеся стереотипы.

Определенным открытием Монтессори можно назвать опыт работы с детьми в условиях разновозрастной группы. Дети -лучшие учителя, младшие учатся у старших, те, в свою очередь, вспоминают забытые навыки, глядя на малышей. Обучение в таких группах Монтессори называет «большим подспорьем» для педагога.
Выводы Марии Монтессори сводятся к тому, что

  • учеба ребенка успешна только при развитии стойкого интереса;
  • успешность в огромной степени зависит от общения с детьми разного возраста;
  • стремление человека к автономности обязательно приводит детей «к дисциплине и порядку».

Эти принципы она называет основными для организации и полноценного функционирования Монтессори-школы.

Дополнительную информацию по теме статьи вы можете получить, просмотрев видео

Ссылка на основную публикацию